ВЫБОР И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВЫБОР И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. (Самый короткий, но очень нужный пост).Есть такая штука — трансакционный анализ. Его отец Эрик Берн (да простит он меня за вольные интерпретации) утверждал, что в каждом из нас одновременно живут Ребенок, Родитель и Взрослый. И каждый наш поступок, каждое решение связаны с тем, кто в этот момент был у руля. Ребенок отвечает за «я хочу». Родитель – за «я должен», Взрослый – за «я анализирую и выбираю».

Крутой продавец выбирает. И отвечает за свой выбор. Выбор – это свобода. Свобода – это ответственность: тебя никто не неволит выбирать то, что ты выбираешь – значит, и отвечать тоже тебе. Это поведение Взрослого.

Обычный продавец старается не принимать серьезных решений. Он «советуется» и ждет указаний. А если приходится за что-то отвечать – ищет крайнего где угодно, только не в себе. Это поведение Ребенка.

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.» – говорил другой великий знаток человеческой психики Зигмунд Фрейд.

Любой выбор – это риск. Крутой продавец рискует – и получает за свой риск: либо деньги, либо серьезный убыток. Но серьезная прибыль и серьезный убыток только мотивирует его на новый выбор, на новую ответственность. Кто знает вкус победы – никогда уже не останется сидеть в болоте.

Обычный продавец, не желая рисковать и нести убытки, все время уговаривает себя довольствоваться тем, что есть. Ребенок в нем говорит: «Я хочу, но боюсь», внутренний Родитель советует: «Обуздай свои желания, не рискуй».  Постепенно человек смиряется с тем, что имеет, — и теряет мотивацию к развитию.

Крутой продавец не боится задать себе прямой вопрос: «Какой результат от меня ждут, чтобы я мог заработать столько, сколько я хочу?».  Если он понимает, что этот результат ему не по силам – он не будет мучить ни себя, ни работодателя, а просто уйдет туда, где сможет решить поставленную задачу.

Для тог, чтобы увидеть виновника всех своих побед и поражений, крутой продавец смотрит в зеркало. Обычный продавец не ставит себе прямых вопросов и не дает на них прямые ответы. Он предпочитает искать виноватых в том, что продажи идут ни шатко, ни валко. У одних виноват товар, у других – руководство, которое задирает цены.

В общем, обычный продавец всегда осматривается по сторонам, чтобы найти причину своих неудач. Ведь все вокруг враги, весь мир против – а значит, надо смириться и терпеть.

Кстати, если обычному продавцу вдруг случайно повезет – он все равно не взглянет в зеркало, чтобы увидеть победителя. Он по-прежнему будет смотреть по сторонам – достаточно ли много зрителей видят его триумф?

Как-то – не помню уже, когда и где — мне попалась на глаза статья легендарного Геракла — Виктора Владимировича Геращенко, четырежды главы Центробанка. И одна его мысль произвела на меня очень большое впечатление. За дословность не поручусь, но по смыслу примерно так: «Главное – быть уверенным, что делаешь все правильно. Даже если в какой-то момент тебе (или в тебя) не верят самые близкие люди. Правильность определяешь ты сам. И если ты ошибся, Господь тебя и накажет».

Я бы сказал, что это – кредо крутого продавца.

Поделиться

Добавить комментарий

Обратная связь

×